Главная » Статьи » Мои статьи |
Конспект урока "Человек и человечность".
Тема: Человек и человечность. (Урок-размышление с использованием произведения А.де Сент-Экзюпери «Маленький принц»). Цель: Раскрыть связь понятий «гуманизм», «мораль», «человечность», «нравственность»; раскрыть понятия «добро» и «зло» как наиболее общие понятия морали. Показать практическую направленность и регулятивные возможности морали. Тип урока: Обобщение по теме «Что делает человека человеком?» Оборудование: А.де Сент-Экзюпери «Маленький принц», любое издание. Песня «Маленький принц». Сл.Н.Добронравова, муз. М.Таривердиева. Ход урока Вступительное слово учителя - цели и задачи урока Вопросы 1. Что является главным объектом изучения обществознания? - сегодняшний урок тоже о человеке. Среди тайн, которые познаёт человек, самой непостижимой, по единодушному мнению мыслителей всех времён, является сам человек. Вечный вопрос: что такое человек? Не разобравшись в сути этого вопроса, нельзя ответить на другой вопрос: что значит быть человеком, как стать человеком, человечным? Чтение учебника - определение человечности (с. 21) запись в Человечность – каждодневное проявление гуманизма. тетрадь и на доске 2. Как вы понимаете принцип гуманизма? - гуманизм – важнейший моральный принцип Запись в тетрадь - человек в отличие от животного способен поступать повинуясь представлениям о должном; - все поступки людей непременно оцениваются ими самими и другими людьми по определённым критериям; - установленные правила или принципы поведения – это мораль. 3. Кто же установил эти правила и должен следить за их исполнением? - попробуем разобраться, используя произведение А.де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Поэтическая, полная щемящей нежности к человеку книга и до сих пор актуальна обращением к общечеловеческим ценностям. Вопросы Текст (с.26) - какие правила каждодневного поведения выработал для себя Маленький принц? С.24-26 - как вы думаете, кого или что понимал Маленький принц под баобабами? С.44 король - какие путешествия совершил Маленький принц, какие планеты посещает, С.51 честолюбец как вы думаете, случайно ли это? С.53 пьяница - назовите черты характера, которые отталкивают Маленького принца? С.55 деловой Человек (делим лист в тетради пополам, работаем одновременно в тетради и С.60 фонарщик на доске, записи появляются постепенно по мере ответов детей на С.65 старик- вопросы, сначала заполняем левую часть – отрицательные качества географ людей, затем правую – качества, которые привлекают Маленького принца) Задание - попробуйте назвать качества людей, которые привлекают Маленького Принца С.62-64 - кого из встреченных малышом людей он выделяет особо, почему? (Этот взрослый думает не только о себе) Вопрос - чему ещё нас научил Маленький принц? С.30-31 - замечать красоту С.38-40 - оценивать человека по поступкам С.49 - судить себя самому С.22 - нельзя забывать друзей С.33-34 - не быть равнодушным (равнодушный не человек, он – гриб) Вопрос С.84-85 - какую мудрость открыл Лис Маленькому принцу? Чтение - Узнать можно только те вещи, которые приручишь. Для этого надо запастись терпением . С.89-90 - Чтобы гуманно относиться к человеку, полюбить его, нужно отдать ему душу, подарить своё время. Тогда даже самый обычный человек покажется самым прекрасным. Вопрос - какой секрет открыл Лис Маленькому принцу на прощание? С.90,97 - Зорко одно лишь сердце, самого главного глазами не увидишь С.91,103 - Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил Эти слова подарок сердцу. Не все подарки можно взять в руки. Каждое чувство нужно заслужить неустанной душевной работой. Любовь – это труд души. Вывод делают Основным субъектом моральной деятельности является личность, а личностью дети, может считаться только человек ответственный, умеющий отвечать за свои учитель поступки, добровольно подчинять свои действия требованиям морали. Человек корректирует должен уметь быть верным в дружбе и любви, не быть равнодушным, пассивным по отношению к злу. Каждый в ответе не только за свою судьбу. Вопрос С.91 - почему Маленький принц возвращается на свою планету? - какой способ он для этого выбирает? - умер ли Маленький принц? А мог ли? Почему? Кого или что назвал Маленьким принцем А.де Сент-Экзюпери? Это душа. Совесть. С.117 Давайте обратимся к последним словам сказки: «Это, по-моему, самое красивое и самое печальное место на свете. Этот же уголок пустыни нарисован и на предыдущей странице, но я нарисовал ещё раз, чтобы вы получше его разглядели. Здесь Маленький принц впервые появился на Земле, а потом исчез. Всмотритесь внимательнее, чтобы непременно узнать это место, если когда-нибудь вы попадёте в Африку, в пустыню. Если вам случится здесь проезжать, заклинаю вас, не спешите, помедлите немного под этой звездой! И если к вам подойдёт маленький мальчик с золотыми волосами, если он будет звонко смеяться и ничего не ответит на ваши вопросы, вы уж, конечно, догадаетесь, кто он такой. Тогда – очень прошу вас!- не забудьте утешить меня в моей печали, скорей напишите мне, что он вернулся… Заключение Ребята, это сказка. Но поверьте в сказку. Задумайтесь над тем кто и что вы. А главное ,не пропустите момент, когда к вам постучится Маленький принц. Звучит песня «Маленький принц». | |
Просмотров: 3985 | Рейтинг: 5.0/2 |
Всего комментариев: 0 | |