Главная » Статьи » Мои статьи

Краеведческая работа на уроках истории и во внеурочное время

Голобокова Марина Георгиевна
учитель истории высшей категории
МОУ гимназия №1 г.Балашова
Краеведческая работа на уроках истории и во внеурочное время
(из опыта работы МОУ гимназия №1 г.Балашова)

Напоминать юношеству о подвигах своих предков,
знакомить его со светлейшими эпохами истории,
сдружить любовь к Отечеству с первыми впечатлениями
памяти – вот верный способ для привития народу
сильной привязанности к Родине: никто уже тогда сих
первых понятий не в состоянии изгладить.
К.Ф.Рылеев

Современная общественная ситуация в России отличается высокой степенью сложности и противоречивости отношений между всеми социальными явлениями и процессами. Очень важным сегодня является возрождение в российском обществе чувства истинного патриотизма как важной духовно нравственной и социальной ценности, формирования в молодёжи гражданских социально значимых качеств.
Патриотические чувства закладываются в процессе жизни. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, быту своего народа, культуре своей Родины. Эти развивающиеся чувства привязанности к отеческим ценностям могут стать осмысленными, действенными через изучение своего края, своих корней, своей истории. В связи с этим неимоверно возрастает роль исторического краеведения в школе. Краеведением занимаются историки, естествоиспытатели, специалисты языка и литературы, работники культуры и искусства, но изучать историю своей малой родины могут и дети, а помочь им в этом должны учителя, воспитатели, наставники.
В свете гуманизации исторического образования в краеведении значительно больше места должно отводиться человековедению. Это поможет воспитать у учащихся чувство уважения к делам и труду наших предков, современников, гордость за успехи и достижения земляков.
Введение изучения вопросов краеведения в школьные курсы истории должно изменить общественные представления о роли провинции в истории нашей страны, повысить интерес
к локальной истории, к повседневности, образу жизни рядовых людей, к микроистории.
Одна из главных особенностей краеведческой работы состоит в том, что она включает в себя элемент исследования, и учитель, и учащиеся имеют возможность принять участие в поисково-исследовательской работе по изучению местной истории. Такого рода деятельность обеспечивает движение вперёд не по пути запоминания, а по пути добывания новых знаний. Акцент переносится с преподавания на изучение, с пассивного восприятия материала на активную мыслительную деятельность, способствующую рождению новых идей и решений. Лучше запоминается то, что задевает чувства. Что любишь, то интересно, то и запоминаешь. Работа в архиве, музее, встречи с интересными людьми, экскурсии, походы, археологические раскопки – всё это формы сбора материала. Они вырабатывают навыки и приёмы исследовательской деятельности, воспитывают уважение к историческому факту, способствуют выработке умения практически использовать полученные знания. Не все учащиеся-краеведы станут историками, но чувство сопричастности к истории, которое они ощутили, сохранят надолго. Чувство патриотизма воспитанное не поучениями и нравоучениями, а прикосновением к прошлому будет настоящим, полноценным.
Научная работа сотрудников гимназии №1 связана с решением вопросов развития творческих способностей учащихся. Роль учителя – поддержать исследовательский диалог участников образовательного процесса, развить интерес и общие навыки исследовательской работы, организовать и направить первый практический опыт научной деятельности в доступных жанрах (сообщение на конференции, реферат). Работа ведётся в рамках федеральной программы «Одарённые дети»( принята в 1996 году), главной целью которой является реализация комплексных мер по привлечению обучающихся к научному и другому творчеству, способствующему всестороннему и полноценному развитию подрастающего поколения, интеграции образования и науки.
Краеведческая работа в гимназии №1 ведётся очень давно, несколькими поколениями историков и географов, притом комплексно. Учащиеся знакомятся с событиями в крае на уроках истории, занимаются в туристско-краеведческом, историко-краеведческом и археологическом кружках, совершают байдарочные походы по р.Хопёр, р.Медведица, р.Дон, члены археологического кружка выезжают на раскопки.
Новый импульс для развития исследовательской деятельности по вопросам краеведения был дан в 1996 году благодаря счастливой встрече в стенах Балашовского краеведческого музея с замечательными сотрудниками этого учреждения – Назаровой Светланой Кимовной и Платоновой Татьяной Валентиновной. Тогда были начаты исследования сразу по нескольким темам: «Дворянское землевладение в Балашовском уезде в XIX веке», «Балашов торгово-купеческий», «Городское самоуправление в Балашове в XIX веке». Исследовательская работа с документами дала возможность составить карту дворянского землевладения в балашовском уезде, с помощью учителя истории Падовской средней школы Дорониной М.И. была составлена схема имения Нарышкиных в селе Пады, членами кружка были написаны сообщения для уроков истории: «Великолепная Зубриловка», «Дворянское землевладение в Балашовском уезде», «Дворяне Нарышкины».
Во время работы над темой «Балашов торгово-купеческий» был собран большой фотоматериал, часть которого была подарена Балашовскому краеведческому музею. Результатом работы над этой темой явилась ученическая конференция, были написаны рефераты: «Традиции русского купечества, социально значимые сегодня», «Судьба Балашовского купечества после событий 1917 года».
Тема, связанная с историей городского самоуправления, заинтересовала учащихся сильнее. В 2004-2005 учебном году ученица 9 класса Тютюкина Ирина занималась изучением материалов БФГАСО, результатом чего явилось написание реферата для выступления на VII региональной учебно-научной конференции «Инициатива молодых», проходившей в городе Саратове в марте 2005 года, где Ирина заняла 2 место.
С 26 по 28 октября 2005 года в Подмосковье проходил II-й Всероссийский молодёжный фестиваль «Меня оценят в XXI веке», где Тютюкина Ирина выступала с докладом «Балашовское земство в 60-70-е годы XIX века» и стала лауреатом этого конкурса.
Большое количество внеклассных мероприятий, которые проводятся в гимназии №1, связаны с изучением микроистории, истории отдельной семьи, отдельного человека. В рамках проведения ежегодных недель истории и географии собран огромный материал по темам: «Моя родословная», «Моя семья в истории моей страны», «Моя семья в Великой Отечественной войне». В семьях хранятся реликвии, которые передаются из поколения в поколение: письма с фронта, ордена и медали, предметы быта. Изучение всех этих материалов вызывает у детей неподдельный интерес, не даёт прерваться связи между поколениями.
Не первое десятилетие наше учебное заведение сотрудничает с Балашовской станцией юных туристов, учителя и учащиеся под бессменным руководством учителя географии Ковалёва А.И. ежегодно принимают участие в районных туристических слётах. В рамках предслётовых походов юные туристы гимназии №1 совершали байдарочные походы в имение Голицыных (Зубриловка), Куракиных (Надеждино). Составлены видеоотчёты о проделанной работе, собран большой фотоматериал. Юных туристов интересуют не только вопросы истории нашего края, но и вопросы экологического состояния реки Хопёр, вопросы, связанные с изучением растительного и животного мира нашего района, особенно занесённых в Красную книгу.
Краеведы как правило работают добровольно и на общественных началах, большая работа делается энтузиастами. Большое спасибо им за это. Благодаря их деятельности мы сможем передать нашим ученикам и будущим поколениям наши традиции, достижения, воспитаем настоящих патриотов своей Родины.
Категория: Мои статьи | Добавил: gomari (12.02.2012)
Просмотров: 988 | Рейтинг: 4.5/8
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: